Блох Эрнст

Блох Эрнст
\
Эрнст Блох: жизнь «утописта»
\
    К неомарксизму так или иначе примыкает весьма оригинальная «философия надежды» Эрнста Блоха, ориентированная на несуществующее будущее как подлинно человеческое пространство. Блох родился в Людвигсхафене в 1885 г. Почитатель Гегеля, он писал в работе «Субъект — Объект. Комментарий к Гегелю» (1949): «Тот, кто пренебрегает изучением диалектики Гегеля, никогда не постигнет историко-диалектического материализма». Среди учителей Блоха следует вспомнить Зиммеля, Лукача, Ясперса, Макса Вебера. С приходом нацистов к власти он вступает в коммунистическую партию, затем несколько лет живет в разных городах — Цюрихе, Вене, Праге, Кембридже. С установлением ГДР он становится профессором философии в Лейпциге. Однако разногласия с теоретиками диамата вынудили его оставить кафедру. Обвиненный в ревизионизме и развращении молодежи, философ отстранен от дел, книга «Принцип надежды» конфискована, его друзья и некоторые из студентов арестованы. Последние годы жизни Блох преводавал в Тюбингене, где и умер в 1977 г. В 1967 г. был награжден Международной премией мира немецких издателей (среди лауреатов этой премии Романо Гвардини, Пауль Тиллих, Карл Ясперс, Мартин Бубер и Габриель Марсель). Из сочинений Блоха назовем еще «Дух утопии» (1918), «Принцип надежды» (в 3-х тт., 1954—1959), «Томас Мюнцер как теолог революции» (1935), «Наследие этого времени» (сборник очерков, 1924—1933), «Субъект—Объект. Комментарий к Гегелю» (1940), «Основные философские вопросы онтологии еще-не-бытия» (1961), «Атеизм в христианстве» (1968).
\
«Самое важное — научиться надеяться»
\
    Надежда — непростой и вместе с тем древний вопрос человеческой жизни. «Отчаянная надежда» Гераклита, эрос Платона, аристотелевская материя как «потенция бытия», гегелевская диалектика, по мнению Блоха, так или иначе несут в себе зерна непроросшей пока «философии надежды».
    В центре его философии не бытие, не познание, не государство и не сознание, а — надежда. Изначально человек, уверен Блох, устремлен в будущее: прошлое он поймет потом, а подлинное настоящее еще не наступило. Вся реальность (природная и человеческая) дана в этом первобытном импульсе, толкающем к новизне будущего, которое реализует возможное. Это космическое измерение Блох называет «голодом», в жизни человека он проявляется как надежда или желание. Заметим, что это не просто вопрос психологии. Философ формулирует его как онтологический принцип «еще-не-бытия».
    В самом деле, последний корень всех вещей — возможное, т.е. незавершенное. Открытость всего земного состоит в недостаточной адекватности, что, впрочем, вовсе не отрицательный, а скорее позитивный фактор. Это дорога к освобождению, ибо надежда и ожидание расширяют горизонт человека, а не сковывают его. Поэтому всегда есть потребность в людях, активно действующих в пространстве становящегося, частью которого они являются. Такие люди не выносят «собачьей жизни», покорности и стенаний, они действуют вопреки опасности и страху.
    Из мира возможного рождается реальность как переплетение субъективного и объективного. «Субъективный фактор есть потенция, не замкнутая эволюционным процессом, объективный фактор есть также незамкнутая потенциальность мировых мутаций в рамках его законов, которые в новых условиях меняются, но не перестают быть законами».
    Момент, реализующий потенцию, присутствует в до- и сверхчеловеческом мирах, все-таки человек есть реальная возможность того, что еще только должно стать. Следовательно, человек не та возможность, которую реализует желудь, став дубом. Он скорее та возможность, которая еще не созрела в тотальности своих внутренних и внешних условий и их определений. «Только действующий и познающий человек, — пишет Блох в работе "Субъект-Объект", — может построить из подвижных конструкций дом и родину, т.е. то, что древние утописты называли regnum hominis, царством человека».
\
«Где есть надежда, там есть религия»
\
    Религия, по мнению Блоха, не только продукт отчуждения человека, как полагали Фейербах и Маркс. Хотя и Маркс отмечал, что трудно не увидеть в религии отчетливый протест против реальной нищеты. Религия — вздох попранного творения, душа бездушного мира. Маркс говорит о религии как об убожестве, но говорит и о протесте, протесте против отчуждения, против неподлинного частичного существования. Здесь есть ожидание, как в «Апокалипсисе», «нового неба и новой земли» (Апок. 21, 1).
    Где надежда, там и религия. В очерке «Атеизм в христианстве» Блох отделяет теократическое пространство от еретического. Первое аннулирует человека в его порыве к новому. Второе, напротив, есть оспаривание существующего порядка, «красная нить Библии», выражающей страдания того, кто не хочет остаться прежним. Скажем, в Ветхом завете (в книге Иова) человек ропщет на Бога. В Новом завете Иисус взывает к новому Царству, новому Иерусалиму. Разумеется, эсхатология Блоха — земного плана. Это не помешало некоторым современным теологам принять на вооружение его идеи. На вопрос, что он думает по поводу использования его теологических конструкций, Блох ответил словами Сократа (сопровождаемого Алкивиадом при встрече с софистом, который не жалел комплиментов в адрес Сократа по поводу его речи накануне): «Этот меня хвалил. Так в чем же я ошибся вчера вечером?»
    По мнению христаинских теологов, Блох ошибался в том, что одобряли официальные марксисты. А для официальных марксистов ошибочными были те идеи и концепции Блоха, которые принимались и использовались теологами.

Западная философия от истоков до наших дней. - "Петрополис".. . 1994.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Блох Эрнст" в других словарях:

  • Блох Эрнст — (1885 1977), немецкий философ. С 1933 в эмиграции в США, в 1948 61 жил в ГДР, с 1961  в ФРГ. В центре «философии надежды» Блоха  понятие утопии как «мечты о лучшей жизни»; марксизм рассматривался им как утопия «неотчуждённого», цельного человека… …   Энциклопедический словарь

  • Блох, Эрнст — Эрнст Блох …   Википедия

  • БЛОХ (Эрнст) — немецкий философ (Людвигсхафен, 1885 Тюбинген, 1977). В ранней молодости примкнул к социалистическому движению. Его первое крупное произведение «Дух утопии» (1918) показывает, что утопия необходима людям для приобретения исторического сознания.… …   Философский словарь

  • БЛОХ Эрнст (1885-1977) — немецкий философ, социолог и публицист неомарксистской ориентации. Создатель философии надежды и онтологии Еще Не Бытия . Сумел в определенной мере дополнить интенцию европейской культуры на анамнесис, воспитание, Прошлое установкой на Новое,… …   История Философии: Энциклопедия

  • Блох — Блох, Блах, Блойх, Блайх  фамилия еврейского происхождения. Содержание 1 Этимология 2 Известные носители 3 См. также …   Википедия

  • БЛОХ — (Bloch) Эрнст (1885 1977) нем. философ. С 1933 жил и работал в США, с 1948 в ГДР, а с 1961 в ФРГ. Б. автор ряда работ, в которых с позиции философской антропологии обосновывал и развивал идеи гуманизма и идеалы общественной истории человечества,… …   Философская энциклопедия

  • Эрнст Блох — Эрнст Симон Блох (нем. Ernst Bloch, 8 июля 1885, Людвигсхафен  4 августа 1977, Тюбинген)  немецкий философ, социолог и публицист неомарксистской ориентации. Создатель «философии надежды» и «онтологии Еще Не Бытия». Содержание 1 Биография 2 Зва …   Википедия

  • Блох (Bloch) Эрнст — (1885—1977), немецкий философ. С 1933 в эмиграции в США, в 1948—61 жил в ГДР, с 1961 — в ФРГ. В центре «философии надежды» Блоха — понятие утопии как «мечты о лучшей жизни»; с этой точки зрения марксизм рассматривался им как… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Эрнст-Теодор-Амадей Гофман — Эрнст Теодор Гофман Ernst Theodor Amadeus Hoffmann Дата рождения: 24 января 1776(17760124) Место рождения: Кёнигсберг Дата смерти: 25 июня …   Википедия

  • Эрнст Теодор Амадей Гофман — Эрнст Теодор Гофман Ernst Theodor Amadeus Hoffmann Дата рождения: 24 января 1776(17760124) Место рождения: Кёнигсберг Дата смерти: 25 июня …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»